Личная недвижимость, в первую очередь квартира, остается наиболее распространенным видом собственности для большинства граждан. Зачастую именно собственное жилье является практически единственной собственностью владельца, поэтому при предоставлении прав на нее другому лицу нужно быть особенно осторожным.
В каких случаях требуется оформление доверенности на распоряжение квартирой?
В большинстве случаев оформление доверенности на право распоряжаться квартирой необходимо в ситуациях, когда хозяин недвижимости проживает в другом городе и физически не может осуществлять все необходимые операции. Квартиру в другом городе вполне разумно сдавать в аренду, для составления договора аренды необходим законный представитель владельца. Необходимой частью управления недвижимостью является ее приватизация, процедура которой также может осуществляться по доверенности.
Отдельным вопросом является необходимость продажи квартиры. В процессе продажи приходится выполнять большое количество операций, которые может осуществлять только хозяин или его представитель, имеющий доверенность на продажу квартиры. Владелец может проживать и в одном городе с доверенным лицом, однако посчитать необходимым составление доверенности из-за недостатка времени или же плохого состояния здоровья.
Сегодня распространенной процедурой в сфере предоставления права распоряжаться той или иной недвижимостью является оформление «генеральной» доверенности, которая предоставляет доверенному лицу наиболее широкие возможности и соответственно может иметь наиболее серьезные последствия для собственника. Именно такой вид доверенности обеспечивает законное основание распоряжаться вашим имуществом по собственному усмотрению. Квартиру можно обменять, продать, заложить, сдать в аренду, а также беспрепятственно зарегистрировать все свершенные изменения в органах государственного контроля.
Как правильно оформить генеральную доверенность на квартиру?
В процессе подготовки документа и его оформления принципиально важно четко определить и правильно зафиксировать, какие именно права и полномочия этот документ предоставляет.
Особенно много вопросов вызывает понятие «генеральная доверенность на квартиру». Такой документ должен быть составлен особенно тщательно. Определение «генеральная» не должно означать, что обладатель такого документа может делать с чужой собственностью все, что угодно. Он, безусловно, должен действовать в интересах владельца недвижимости. После оформления документа собственник сохраняет право отменить доверенность практически в любое время, это может быть неприятным сюрпризом для всех лиц, которые к этому времени уже вступили в правоотношения с доверенным лицом.
Документ обязательно должен быть составлен в нотариальной форме. В зависимости от его содержания нотариусу могут потребоваться различные документы. В число обязательных входят: собственный паспорт доверителя и документы на квартиру. Кроме того, необходимы паспортные данные человека, на которого оформляется доверенность (копия паспорта).
Что должно быть указано в доверенности на продажу квартиры:
- Название самого документа (доверенность);
- Дата его составления;
- Срок действия (если не указан, то по умолчанию считается один год);
- Личные данные доверителя (ФИО, паспортные данные, место регистрации);
- Личные данные доверенного лица (ФИО, паспортные данные, информация о месте жительства);
- Информация о самом объекте недвижимости (точный адрес и размер доли, если речь идет о части недвижимости).
Кроме этого, в тексте должно быть указано, какие конкретно права делегирует гражданин. Это может быть право представлять интересы при продаже или приобретении недвижимости, подписывать документы, собирать и запрашивать необходимые для сделки бумаги, проводить государственную регистрацию объекта, получать задаток или полную сумму за жилье. Отдельно стоит указать, включает ли документ право передоверия. То есть может ли человек, которому доверены какие-то права, передать их другому человеку и кому конкретно.
Как можно отменить доверенность
Доверитель имеет право прекратить действие доверенности в любой момент, даже если у нее есть сроки. Для этого достаточно обратиться к любому нотариусу города, входящему в палату и написать соответствующее заявление об отзыве и оплатить стоимость услуг юриста.
Нотариус внесет изменения в единый электронный реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты. Уведомление уполномоченного о прекращении действия доверенности происходит автоматически в течение суток после внесения изменений в реестр. Никаких дополнительных действий от доверителя при этом не потребуется.
Необходимо учитывать, что электронный реестр доверенностей – это открытый веб-ресурс, которым может воспользоваться любой гражданин с целью установления сведений о доверенности. Именно там и можно узнать, действительна ли данная доверенность и какой у нее срок действия.