Передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам
В ряде случаев в жизни простых граждан или же при ведении дел у юридических лиц в силу разных обстоятельствам может возникнуть необходимость в передаче заявлений или каких-либо других документов через посредника. Такую помощь в данном вопросе может оказать нотариус. Так, согласно содержанию ст. 86 «Основ законодательства о нотариате» предусмотрено специальное нотариальное действие «Передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам». То есть, по желанию обратившегося нотариус может совершать подобное действие на законных основаниях, т.е. осуществлять передачу заявления или иных документов другим физическим и юридическим лицам. При этом к пакету передаваемых документов нотариус обязательно приложит соответствующее сопроводительное письмо.
Способы передачи нотариусом заявлений физических и юридических лиц адресатам
Нотариус может осуществлять передачу заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам посредством различных способов, а именно:
- На бумажных носителях различными способами (лично адресату под расписку; посредством почтового отправления заказного письма с уведомлением о вручении, воспользовавшись услугами «Почты России»).
- С помощью технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей (различных интернет — ресурсов).
При реализации второго способа нотариус предварительно оформит электронный документ на основе документа на бумажном носителе, представленного обратившимся за услугой, т.е. на первом этапе будет выполнено такое нотариальное действие, как «удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе». После этого нотариус создаст пакет электронной документации, осуществит наложение своей квалифицированной электронной подписи нотариуса, и далее передаст электронные файлы адресату с использованием тех или иных информационно-телекоммуникационных сетей.
Затраты, понесенные в связи с почтовой пересылкой заявления или передачей его с помощью технических средств, оплачиваются лицом, подавшим заявление.
Когда может понадобиться передача заявления через нотариуса
Необходимость в передаче заявлений или прочей документации через нотариуса, чаще всего, может возникнуть в ситуациях, требующих срочного разрешения дел, например, когда имеется спор между юридическими лицами, и одна из сторон игнорирует принятие каких-либо документов от другой стороны. Подобные случаи часто имеют место, например, при вручении уведомлений о наложении штрафных санкций, о расторжении договора аренды и т.п.
Наиболее юридически значимые действия, для выполнения которых можно прибегнуть к нотариальной услуге «Передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам»:
- представление документов в Росреестр на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- передача или подача заявлений в органы регистрации прав, например, по регистрации договора ипотеки или заявлений о погашении регистрационной записи об ипотеке в ЕГРН;
- представление документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя (в ФНС или Министерство юстиции);
- передача документов юридического лица исполнительным органам власти, например, для заключения или исполнения государственных и муниципальных контрактов, при лицензировании и т.п.;
- передача сведений в Федеральный ресурс «Единый федеральный реестр юридически значимых сведений (ЕФРС) о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности;
- передача уведомления о продаже доли в квартире другим совладельцам, например, при продаже комнаты в коммунальной квартире.
Выдача нотариусом свидетельства о передаче заявления или факта его получения
В целях подтверждения факта передачи (невозможности передачи) адресату определенной информации или факта ее получения адресатом лицу, обратившемуся за совершением данного нотариального действия, нотариусом может выдаваться соответствующее свидетельство. При этом в деле у нотариуса остается один экземпляр такого свидетельства, а также копия передаваемого пакета документации.
Выдача свидетельства о передаче заявления не является обязательной и производится исключительно по желанию обратившегося лица. В свидетельстве о передаче заявления нотариус указывает: кем и когда было получено заявление. Оформленное таким образом нотариальное свидетельство подтверждает факт передачи заявления и выдается только при наличии доказательств о его вручении адресату.